Главная » 2015 » Октябрь » 7 » УДМУРТИЯ - МАРИЙ ЭЛ / 2013-2015
17:27
УДМУРТИЯ - МАРИЙ ЭЛ / 2013-2015

В июле 2015 состоялась, уже можно сказать традиционная, экспедиция по деревням в поисках уникальной информации от старожил колдовской традиции. В не принимали участие Алексей Киплинг и Сергей Одинцов. На этот раз наш энтузиазм завел нас в Удмуртию. В поисках фольклорного колорита удмуртов мы посетили 7 деревень, в 6 из которых провели опрос местных жителей, поговорили со стариками и местными краеведами. 

Готовясь к этой экспедиции, мы изучали доступный материал по интересующей теме, этнографические статьи и отчеты подобных экспедиций, тематические видео сюжеты, отзывы людей на форумах, были связи с какими-то «экспертами» в этой области. Но это все оказалось бесполезной тратой времени, реальность куда более отрезвляюща, чем рассказы о «2-3 знахарях в каждой деревне» или рассказы о сотнях исписанных листов, собранных студентами-этнографами.

Выехали из Кирова мы ночью и в Удмуртии мы были ранним утром. Первое что бросилось в глаза в т.н. удмуртских деревнях – самих удмуртов там крайне мало. В основном это приезжие русские, небольшой процент татар. И когда речь заходила о местных персонажах, владеющих информацией, все как-то терялись, советовали нам деревни с чисто удмуртским населением. Как оказалось потом, такие деревни есть. Ближе к цивилизации, в основном все приезжие, настоящие старожилы удмуртских селений жили в глубинке, в такой автономии, что добраться до них не заблудившись, было крайне проблематично. Проселочные дороги между деревнями это вообще отдельная тема, 5-6 км по бездорожью, да после дождя, были самой большой проблемой. Бросается в глаза и отсутствие церквей и часовен, множество гусей, здесь все еще ездят на лошадях. 

Местные жители разные, как и везде. Особенно поразило то, что даже в самой глухой деревне у них есть свой дом культуры, где местные культ.работники точно так же собирают местный фольклор, проводят реконструированные обряды. Да, именно работники дома культуры у них проводят обряды, а не какие-то жрецы и шаманы, как нам могут показывать в каких-то передачах. Вообще местные краеведы нам любезно предоставляли информацию, которую они собрали, рассказывали истории о местных колдунах прошлого. Что касается стариков, то есть разные – кто-то нас приглашал на чай, и рассказывал о чудодейственности заговоров Степановой, кто-то не желал с нами общаться. Вообще, Степанова там популярна. Удалось даже выяснить, о неком учителе Степановой. Поражает правда то, что местные краеведы почему-то поощряют Степанову, и даже дарили ее книгу местной бабушке, которая занимается травничеством. 

Отдельно стоит выделить одну деревню, где по словам жителей соседних деревень живут чернушники. Деревня эта видимо древняя, на самом деле там очень много старожил удмуртов. Именно на нее ссылались, когда речь заходила о колдовстве как таковом. Идя туда, мы собственно слегка заблудились, пытаясь пройти по лесу, вместо того, чтобы месить грязь по бездорожью. Деревня не очень большая, хотя есть свой колхоз и ДК. Местные краеведы рассказали, что раньше поговорка была такая, что даже курицы здесь умеют колдовать. Сейчас там все друг друга бояться, каждый на друг друга думает, но никто ничего не говорит. Старожилы помнят историю, когда местную семью колдующих линчевали, забили поленом досмерти. Видимо беду на себя кликать больше никто не хочет. Живы здесь и истории про оборотней. Популярно травничество, с двумя травниками удалось пообщаться. Но старики держат секреты при себе, боясь огласки и ссылаясь на плохую память. Сложно говорить, кто из них реально колдует, есть подозрительные старушки, вообще вся атмосфера этой деревни пропитана тайной и страхом, истории краеведов о местных колдуньях, истории о оборотнях, о убийстве колдунов, недосказанность местных, - все это оставляет впечатление. 

Подобная экспедиция была и 2013г, тогда по деревням мы ездили в Марий Эл. Сравнивая удмуртские и марийские деревни можно сказать, что отклик марийцев лучше, нам пытались помочь местные жители найти то, что мы ищем. Марийцы охотно делились информацией, в то время, как удмурты чего-то боялись. 

Марийских деревень мы посетили больше, чем удмуртских, так как погода позволяла путешествовать. Отличие марийских деревень еще и в том, что они реально автономны, где-то нет даже магазина и элементарных колонок с водой. Так же марийцы в деревнях говорят на своем языке, это видимо традиция, хотя русский знают. Мы побывали на дне рождения какого-то местного целителя, который доверия нам не внушил, мы были у местного шамана, известного в округе, но и там все было как-то искусственно. Это был такой местный «дурачек», который пользовался авторитетом среди местных деревень. Что бросилось в глаза там – это ленточки, которые привязывают на деревья, мы все их видели в сюжетах о шаманах, так вот там было это же самое. Почему-то у марийцев это распространено, у удмуртов такого не видели, хотя слышали историю от краеведов о подобном в стародавние времена. Посетили бабушек знахарок, которые так же пользовались авторитетом среди местных, у одной кстати – сын олигофрен, видимо знахарство так сказалось. 

Что хочется выделить в той экспедиции – это опять же одну деревню. Уникальная деревушка, полная автономия, без магазина и каких-то благ цивилизации. Там царят предрассудки и именно там мы нашли реального аутентичного марийского язычника. Вот оно настоящее лицо язычества, дошедшее до нас из глубины веков – деревенский мужик, как и любой в подобной автономии пьет, знает только элементарные постулаты своей языческой веры, без каких-то нюансов. Но это реальный язычник, это не те ряженые, что нам показывают по ТВ. Кроме него, здесь мы нашли и бабушку двуручницу, у нее удалось что-то переписать. Но опять же, все посылы популярных публикаций о множестве колдунов и знахарей в марийских деревнях – не оправдались. Да, есть там те, кто что-то делают, но это все скрыто от досужих глаз, в основной массе – это полуграмотные старухи, или те кто помоложе, но они далеки от традиций. 

Подъитоживая, можно сказать, что не вся доступная информация касающаяся знахарей и колдунов Удмуртии и Марий Эл является достоверной, все, на что мы обращали внимание готовясь к поездкам, оказалось не более чем красивой сказкой. Мы съездили и увидели все своими глазами. Друзья, так развенчиваются мифы. Точно так же советуем поступать всем заинтересованным в колдовской традиции, с ней вы соприкоснетесь в деревне, а не сидя в интернете. 

Благодарим всех, кто оказывал содействие, помогал в трудной ситуации и оказывал информационную помощь.

 

Просмотров: 1192 | Добавил: Kipling13 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Eternala  
"жителей соседних деревень живут чернушники". Что значит чернушники? У меня бабушка по папеной линии из Вятки. У папы фамилия Черных.(кстати бабушка была в деревне что то типа знахарки.к ней все приходили и она помогала)А больше я не знаю, но уже к сожалению не узнать..

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]