ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В МАРИЙ ЭЛ / 2015
Осенью 2015г в рамках проекта посвященного экспедициям по деревням, я - Алексей Киплинг и Александр N ездили в Марийскую республику с целью найти наследие колдовских родов от реальных сторожил Традиции.
Мы посетили татарские и марийские деревни, проверили интернет-басни о деревне колдунов Чодраял, побывали на местной достопримечательности - «озере без дна», пообщались со старожилами и местными культ.работниками, записали материал практического и культурного наследия.
Первое, хочется развенчать миф о деревне колдунов Чодраял. По словам местных, в деревне действительно колдуют: ночью выходят на перекресток, что-то делают. Из «колдунов» мы там нашли двух персонажей. Обе женщины и обе выпивают. Да там все выпивают. По рассказам местных, там конечно колдовство творится, да вообще в любой марийской деревне такие рассказы ходят. И Чодраял в этом плане ни чем не отличается от других подобных деревушек. Т.е. я не вижу уникальности Чодраяла, напротив – для искателя аутентичного знания есть деревни куда более автономны.
Куда больше нас заинтересовала другая деревушка, где живы истории о оборотнях, колдунах и ведьмах. Мы видели дом, где жила ведьма, по рассказам местных там гуляет черт, слышны стуки, а ночью виден свет. Не объяснимо, но факт, - этот свет внутри дома вечером видели и мы (!!!), и это не отражение света от соседних домов. Неведомый страх сразу обуяет сознание, в этот момент все местные байки уже становятся не такими уж и байками. Попасть внутрь дома нам не удалось, так как злоупотреблять гостеприимством жителей, нас приютивших на ночь, мы не стали. Удалось узнать и о еще одной живой ведьме, какие-то известные факты из фольклора подтвердились.
В ходе бесед со старожилами был получен материал практического толка: узнаны некоторые нюансы практики, записаны заговоры, рецепты и обряды; подтвердились какие-то уже известные техники.
Подъитоживая, несколько слов о марийском колдовстве, как это увидел я в ходе двух экспедиций (2013 и 2015 годов): вера в колдовство, в предрассудки жива очень крепко, недаром марийцы единственный в Европе народ, сохранивший свои языческие традиции из глубины веков. Вернее сказать, у них двоеверие как началось с христианизации, так оно и живо до сих пор. Не в каждой деревне есть люди знающие, и знающие у них – разного «качества». Есть общие мотивы, распространенные как на севере, так и на юге республики. Техники обрядов очень похожи на русские, хотя есть и такие, котором аналогов я не встречал (гадание на полотенце распространенный мотив, не встречавшийся мне у славян). Дурное влияние интернета и бульварной тематической литературы добралось и до сюда, нет полной уверенности уже аутентичен ли контент предоставляемый не пожилыми людьми. С другой стороны, пожилые люди, далекие от благ цивилизации, хранят свое наследие, как в записанной форме в тетрадях, так и в устной, все запоминая наизусть.
Отдельно стоит сказать о их «местах силы», это и родники, и озера, и холмы, и деревья и конечно же рощи. Очень трепетно к таким вещам относятся. Знают они и локусы для колдовства – перекресток, баня, кладбище… Заговоры похожи на русские, с теми же именами и оборотами, правда, большинство их – на марийском. Заговоров с именами марийской мифологии мне не встретилось.
Хочется обратиться ко всем заинтересованным, для кого «живая традиция» - не пустой звук. Друзья, поездки, экспедиции по деревням это для настоящих искателей, для тех, кто готов выйти из зоны комфорта и пожертвовать и деньгами и силами и временем, чтобы искать иллюзорную цель. Вы не получите все и сразу, как в интернете, вы в буквальном смысле будете собирать все по крупицам и это будет намного ценнее чем все опусы из интернета.
Ну и конечно же, благодарность всем тем, кто помогал: местным жителям, тем знающим, кто не побоялся с нами общаться, культ.работникам, учителю истории Татьяне Михайловне, отдельная благодарность «тетушке Рае» и Диане Сергеевой.
|